Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 26 человек

Способы решения конфликтов

Дата: 23 ноября 2017 в 16:09

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

(ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ)

Конфликт- это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. Поскольку в споре рождается истина, иногда конфликты необходимы для развития ситуации, отношений. Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

Басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

В чем заключается мораль этой басни? Данная конфликтная ситуация возникла из-за отсутствия договоренности между ее участниками. Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

Стратегии поведения в конфликтах:

  1. Конкуренция – упорное отстаивание своей точки зрения, ни в чем не уступая сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает достоинство человека, подвергает риску благополучие и здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
  2. Избегание – человек делает вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень любишь). Либо человек надеется, что через некоторое время ситуация разрешится сама (например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?). Но постоянно пользоваться такой стратегией не стоит, так как в этом случае отрицательные эмоции не переживаются, «загоняются» внутрь. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, сохраняется.
  3. Сотрудничество – человек смотрит на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытается разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен, найти решение, устраивающее обоих. Самая верная стратегия, отнимает много времени и усилий.
  4. Приспособление – этот вариант предполагает, что одна из конфликтных сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Ведь можно уступить и включать музыку, когда ее нет дома.
  5. Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, ребенок договаривается с родителями, что может приходить домой позже при условии, что заранее сделает домашние задания, уберет в комнате и прочее.

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Необходимо учитывать ситуацию, личность партнера и свою; делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?»; уметь управлять своими эмоциями.

Условия бесконфликтного общения:

  1. Управление эмоциями
  2. Умение конструктивно выражать негативные чувства
  3. Безоценочное обсуждение
  4. Умение располагать к себе и др.

Правила бесконфликтного общения:

  • Дайте партнеру «выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  • Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  • Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», а лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
  • Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  • Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  • В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  • Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли я Вас понял?», «Вы хотели сказать» устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  • Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению  и вызывает у него уважение и доверие.
  • Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  • Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как «Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься», только укрепляют и усиливают конфликт.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.